Вход Регистрация

Пристань

Создано 15.03.2021
Сейчас онлайн: 10 участников

Почему у коммунаров в мире Ефремова нет личного пространства?

Хорошая статья. Подробная. Сравнительный анализ есть.
А я прочла и первое, что пришло в голову - современные социальные тенденции. Расчеловечивание, так скть.
Медленное и неумолимое превращение подавляющего большинства в биомассу люмпенов - без родины и флага, без семьи, без имущества и недвижимости... даже без пола! Некий гендер, прости, господи.
И Ефремов нарисовал будущее, исходя из коммунистических идеалов. Но ему и в голову не могло прийти, что хозяевами такого вот мира будут не трудящиеся, а представители капиталистической верхушки, так называемые представители "наднациональных структур согласования и управления".
В моём советском детстве никто и помыслить не мог...
В общем, у каждого будут свои мысли по поводу статьи.

"Ефремов в своих книгах про общество далёкого коммунистического будущего поставил перед собой действительно великую задачу — показать мир, в самой своей основе отличный от нашего современного. Причём эти отличия заключаются не столько в технических достижениях, сколько в принципиально ином быте, общении между людьми и тому подобных деталях. И самое первое, на что читатель обращает внимание в ефремовском описании жизни коммунаров — это их крайний аскетизм.
ника, 51
3
457
У коммунаров нет собственных домов, дач и живут они в общем-то кочевой жизнью. Дети их к дому не привязывают, личных вещей немного и любой ефремовский коммунар легко покидает свою очередную временную обитель, переселяясь в новое жильё, которое может располагаться на удалённом острове, в космосе, под водой. Можно заметить, что у людей мира Полдня Стругацких, который по сути являются улучшенным вариантом современного писателям социалистического социума, такого нет. В мире Полдня есть дачи размером с приличный особняк — например, у Корнея Яшмаа. Есть и постоянные квартиры, в которых они живут вполне обычными семьями, пусть и «атомарными», то есть состоящими из всего одного поколения — ни детей, ни бабушек с дедушками.






Работа — всегда на первом плане.

А вот у Ефремова даже постоянные пары семью в современном смысле слова не образуют. У них попросту нет общего быта и семейных забот. Говоря фигурально, они не вьют семейных гнёздышек. Притом никакого государственного или общественного надзора, который бы следил за недопущением «буржуазных фикусов на подоконнике» (так об этом несчастном растении говорили реальные коммунары двадцатых годов), в ефремовском будущем нет, он попросту не нужен. Однако у современного человека отсутствие «нормального» быта и возможности для личного уединения вызовет в первую очередь ассоциацию с тюремным заключением. Поэтому многие нынешние читатели не принимают ефремовскую утопию. Между тем, этот гениальный писатель действительно показал нам, как выглядит идеальный мир.






Даже в одежде — ничего лишнего.

Чем вызвано стремление отгородиться от внешнего мира в целом и от окружающего нас общества в частности? Во-первых, дискомфортом физическим. Дом — место, защищённое от непогоды, врагов («мой дом — моя крепость») и всех прочих негативных воздействий. Во-вторых и главных, приватность обеспечивает защиту от непомерных моральных требований общества как такового и претензий других людей контролировать ваш быт. Всем знакомы люди, постоянно указывающие окружающим, как им нужно воспитывать детей, варить борщ, что читать, какую музыку слушать и т.д. Домашние стены позволяют оградить своё личное пространство от подобной дидактической (то бишь поучающей) агрессии.






Коммунарам Ефремова принцип жителей мира Полдня «Главное — на Земле» показался бы скучным бредом.

Нужно сказать, что в обществе Полдня у Стругацких некоторое количество таких навязчивых типов, несмотря на всю Высокую теорию воспитания, ещё есть. Что и вызывает у людей, в первую очередь творческих, у которых нет лишних сил и желания каждый раз давать отпор подобны наездам (совершаемым, конечно же, из лучших побуждений), потребность иметь личное пространство, а затем и обустраивать это пространство. А вот у Ефремова любой выявленный социальный агрессор немедленно подвергается принудительному лечению, либо отправляется на Остров Забвения. В любом случае он принудительно выводится из общественного пространства. Именно в этом коренное различие между двумя коммунистическими утопиями великих советских фантастов.






А вот комфорт общественного транспорта в мире Ефремова просто запредельный. Панорамный иллюминатор, удобное кресло, огромные промежутки между рядами кресел.

Для коммунаров Ефремова своим домом является вся вселенная. И её пространство, в том числе населённое другими разумными существами, они считают личным. И обустраивают его как собственный дом. Отсюда и размах преобразования природы Земли в будущем по Ефремову. Детей в ефремовском мире изначально учат уважать личность каждого коммунара и не лезть в чужие дела. Даже когда Рен Боз затеял свой опасный эксперимент, ему стали помогать, не спрашивая, разрешён ли его опыт Мировым Советом или хоть какой-то научной инстанцией. Ефремовским коммунарам попросту не нужно никаких внешних разрешений, каждый из них принимает собственное решение, не оглядываясь на внешние авторитеты и не нуждаясь в них.






Бытовой техники, позволяющей создать удобную обстановку в любом месте, в ефремовской утопии хватает.

Из этого следует несколько вполне очевидных выводов. Коммунизм в ефремовском варианте заведомо претендует не только на всепланетный, но на вселенский размах. Он в принципе не может мирно сосуществовать с любой другой организацией социума, не говоря уже об иных экономико-политических системах. Ведь если весь мир — твой дом, то его следует обустраивать целиком, не сохраняя в нём отдельные помещения для размножения тараканов. Именно поэтому в «Часе быка» экипаж земного звездолёта счёл себя не просто вправе, но и обязанным вмешаться в дела планеты Ян-Ях и приложил все усилия для коренных преобразований местного общества.






Инопланетяне из повести Ефремова «Сердце Змеи».

Второй вывод — ефремовский коммунизм возможен только в мире, населённом заведомо человеческим разумом. Сам Ефремов авторским произволом и всех разумных инопланетян сделал похожими на людей, но в принципе это не так уж обязательно. Лемовский Солярис или любой другой инопланетный разум, заведомо не могущий быть познанным людьми и при этом ведущий какую-то активную деятельность, в мире Ефремова попросту невозможен и сами коммунары исходят именно из такого постулата.






Враждебный крестоморф из романа «Туманность Андромеды».

А отсюда можно сделать и третий вывод. При столкновении с чем-то непостижимым, это непостижимое заведомо не будет считаться коммунарами разумным. К примеру, в «Туманности Андромеды» они не стали разбираться, не обладает ли разумом какое-либо из таинственных существ, обитающих на планете «железной звезды». В американском фантастическом фильме «Чужие» есть эпизод, когда главная героиня, убегавшая от самки Чужих, задумывается на миг — не является ли эта страшная тварь разумной. Так вот, коммунару такая мысль в голову не придёт. Что означает смертный приговор всем имеющим негуманоидную форму разумным существам, которым не повезло жить в пределах досягаемости ефремовских коммунаров. Они всего лишь почистят свой дом размером со Вселенную от вредных насекомых, ничего личного.






Иван Антонович Ефремов в своём кабинете.

Напоследок нужно сказать об одной мелкой детали. В будущем по Ефремову нет домашних животных. Вообще никаких, даже хомячков. И на это тоже есть причины. Во-первых они обременяли бы жителей этой утопии, которые часто переезжают с места на место. Во-вторых, они отвлекали бы их от важных дел. А самое главное — домашние животные компенсируют своим владельцам недостаток внимания и принятия со стороны других людей. Идеальным людям в идеальном обществе подобная психологическая компенсация попросту не нужна.
Ефремов творил в 1950-ые

АБС уже в 1970-ые.

____________________________

"Утопия во плоти" уже прошла несколько "этапов" аж.

За эти 20-30 лет :

- "Император" ( Политбюро ) прекратил резать "дворян" ( номенклатуру ).
Им были даны "гарантии неприкосновенности" ( "развенчание культа на 20 съезде", реформа номенклатуры Хрущёва - аналог "Хартии баронской вольности" короля Иоанна Безземельного )

- Пролетариям-холопам были разрешено "мещанство" и "битничество"

- Агро-рабам - паспорта...
При "раннем Брежневе" красные элиты уже реально видели Победу "Утопии во плоти" :

- Красная Империя захватила умы половины планеты : пол-Земли имело у себя красные режимы ( "от Кубы и до Пекина с Ханоем - не заходило "Красное" Солнце " )

- Мир Капитала вовсю страдал от бунтов хиппи и левацких терр.актов.

-  Прорыв в технологической гонке ( "Гагарин" ) был упрочен красной "орбитальной станцией" и регулярными полётами красных  "Салютов" и "Союзов"