Вход Регистрация

Ваша картинная галерея

Создано 21.09.2017
Сейчас онлайн: 17 участников

Картины основоположника русского импрессионизма и модерна художника Николая Ивановича Фешина

Майя, 59
5
141
Таланты Фешина Николая Ивановича разносторонни и многочисленны, он живописец, скульптор, резчик по дереву, мастер декоративно-прикладного искусства, фотограф, педагог.
Родился Фешин в Казани, в 1881 году, в семье мастерового – резчика иконостасов. Несмотря на болезненность, Николай проявлял способности к рисованию и был отдан отцом в местную художественную школу.
Как впоследствии писал в своей биографии Фешин, он был очень дружен с отцом и каждое лето они ездили по деревням, выполняли заказы по резьбе. Поездки оставили неизгладимые впечатления на его будущее творчество: природа, люди, их обычаи с национальным колоритом – всё это заложило фундамент в детском сознании.
Одной из его первых ученических, но уже обращающих внимание работ, была картина «Беспризорник».
По окончании школы его, как лучшего ученика, рекомендуют в Академию художеств, куда Фешин и поступает в мастерскую известного художника Репина.
С 1901 по 1909 годы Фешин учится в Санкт-Петербурге. Материальное положение Николая тяжелое, но в городе больше возможностей для заработка: он делает эскизы, иллюстрации, карикатуры, оформляет афиши.
Фешин активно включается в академическую жизнь, его учителя - Репин И. Е., скульптор Залеман Р. К. и другие, формируют молодого художника. Работа юноши «Выход из катакомб после моления» получает 1-ю премию Академии художеств. Лето Николай стремится проводить у родственников в Поволжье, оттачивает мастерство, отрабатывает узнаваемый в будущем, размашистый и свободный полет кисти. На время учебы Фешина пришлось историческое событие 1905 года. Молодой человек проявляет свою гражданскую позицию, известны его эскизы с революционными темами – «1905 год на заводе», «Расстрел».
К окончанию Академии Фешин сформировался как неординарный, индивидуальный художник. Он меняет технику живописи, благодаря опытам с красками и грунтом, живопись становится более устойчивой, яркой.
В 1909 году ему присуждено звание художника и выдан грант на заграничную поезду, которую он совершил в 1910-м году, посетив Германию, Италию, Австрию.
Казанская художественная школа, когда-то выпустившая в свет Фешина, в 1910 году приглашает его преподавателем, с проживанием при школе. Из воспоминаний Николая Ивановича, это был прекрасный период его жизни, он не озабочен бытовыми проблемами, много и с удовольствием работал.
Фешин проявляет себя как грамотный авторитетный педагог. За основу он взял манеру преподавания Репина И. Е. – демократичную, не навязывающую своего авторитета, но замечая индивидуальность каждого ученика и не мешая ему развиться в нечто большее.
Николай Иванович активно участвует в выставках, состоит в членах различных художественных комиссий, принят в общество художников-передвижников. К 1917 году он уже является академиком живописи.
В связи с революцией 1917 года, творческая жизнь в Казани замирает, в первую очередь, из-за элементарных проблем с отоплением, продуктами, электричеством.
Чтобы прокормить семью, Фешин пишет портреты революционных деятелей, создает скульптурные портреты, театральные декорации. В 1919 году заканчивает жанровую картину «Бойня», эмоционально очень сильную и неоднозначную одновременно.
Художник чувствует, что теряет смысл творчества, у него приступы меланхолии и депрессии. В 1923 году он принимает решение покинуть Россию и эмигрировать с семьей в США в Нью-Йорк.
Первая работа, которую написал Фешин на американском континенте, это «Портрет Джека Хатера», коллекционера живописи и человека, помогавшего ему с переездом.
Достаточно быстро и легко Фешин влился в творческую атмосферу Нью-Йорка: он ведет мастер-классы, начинает преподавать в местной Академии искусств, в 1924 году проходит его персональная выставка в Чикаго. Переводчиком и помощником ему служит жена.
В 1927 году Фешин покупает землю в штате Нью-Мехико, в местечке Таос – центре культуры индейцев. Дом строится по эскизам самого Николая Ивановича.
Для Фешина таосский период красочный, насыщенный всеми цветами, его персонажи местные аборигены - «Мануэлита с качиной – ритуальной игрушкой», «Мексиканская бабушка» «Храмовая танцовщица» и другие яркие полотна.
В 1934 году Фешины разводятся и Николай Иванович с дочерью уезжает в Нью-Йорк, а затем в Калифорнию в Лос-Анжелес. Картины его продаются, он путешествует, увлекается фотографией, в годы войны пишет портреты генералов, дает частные уроки.
В 1955 году Николай Иванович Фешин скончался. В 1976 году дочь художника перезахоронила отца в Казани по его завещанию. Картины Н. И. Фешина находятся в музеях Казани, Санкт-Петербурга, Вашингтона, Сиэтла, Лондона, в частных коллекциях. В его доме в Таосе организован дом-музей.
Пока есть Константин Коровин, я бы не называл Фешина основоположником.
Конечно, К.Коровин импрессионист. Но речь идёт не об одном направлении в живописи.
Я была на его выставке в Русском. Отсутствие художника в России была большая, не восполнимая потеря. Его место в русской живописи не «занято» . Картины производят сильное эмоциональное действие, картины «трещат» от переполнятости энергией.