Вход Регистрация

Зона толерантности

Создано 16.02.2021
Сейчас онлайн: 3 участника

Без названия

Смолянки-лесбиянки
📃
В новом и совершенно неожиданном ключе предстает образ знаменитого Смольного института благородных девиц в работах историка Владимира Мезенцева.
Специалист по светской отечественной истории XIX века утверждает: одно из самых престижных учебных заведений Российской империи было настоящим рассадником лесбийской любви.
Смолянки не только практиковали однополые отношения на старших курсах, но и поддерживали их и после окончания учебы. Мужьям многие высокопоставленные дамы изменяли вовсе не с кавалерами, а с давними институтскими подругами.
Из досье "С.-И."
Смольный институт.
Смольный институт благородных девиц - первое в России женское учебное заведение, положившее начало женскому образованию в нашей стране. Основан 5 мая 1764 года по указу Екатерины II как "императорское воспитательное общество благородных девиц". Дочери чиновников и военных в институте обучались за казенный счет, девушки из семей потомственных дворян - за плату, вносимую родителями. В программу входило обучение русской словесности, географии, арифметике, иностранным языкам, музыке, танцам, различным видам домоводства. В октябре 1917 года институт во главе с княгиней В.В. Голицыной переехал в Новочеркасск, а затем продолжил работу в Сербии. Последний выпуск смолянок состоялся в 1919 году.
Грех содомский
Смольный институт
Основанные самодержцами-просветителями учебные заведения Санкт-Петербурга и Москвы долго оставались не востребованными обществом. В обоих университетах страны преподавателей до начала XIX века было больше, чем студентов. Отдавать туда детей простые люди не могли, а дворяне - не хотели. Института благородных девиц это касалось более столетия.
- С одной стороны, диплом института был "пропуском" на самый верх, и многие выпускницы оставались при императорском дворе, - объясняет Владимир Мезенцев. - А с другой - желающих отдать дочь в чужие руки на 9-12 лет находилось немного. Чего же боялись люди? Из официальных источников этого не узнать. Зато в частных документах упоминаний сохранилось немало. Традиционно воспитанные россияне опасались, что образованная по-новому девица наберется "распутства", начнет "фордыбачить", "много понимать о себе", то есть бунтовать против мужского главенства - основы проверенного и освященного веками уклада жизни.
Все это понятно. Но в тех же источниках неоднократно встречаются упоминания о "рукоблудии" и "грехе содомском", которым "заражались" девушки в стенах института. Не секрет, что родители достаточно часто пытались забрать дочерей из этого учебного заведения. Поэтому и появился специальный документ, ставя подписи под которым, отец и мать будущей смолянки обещали не требовать дочь назад ни под каким предлогом до конца обучения.
"Голубки" и "белочки"
Смолянки
Пролить свет на тайную жизнь обитательниц Смольного института позволила неожиданная архивная находка - опросники, использовавшиеся духовными наставниками смолянок на исповедях. В них две трети вопросов связаны с тем самым "грехом содомским", причем в узком его понимании - однополые отношения между двумя девушками. В исповедальне священники интересовались у смолянок, не разглядывали ли они грудь однокурсницы, не пытались ли потрогать ее за "срам" или этот самый "срам" поцеловать.
- Детализация вопросов удивительна даже для наших дней, - говорит историк. - Откуда могла взяться такая осведомленность о деталях интимных отношений лесбиянок? Очевидно, духовные отцы вопрошали о том, что творилось перед их глазами. Однако понятно, что с точки зрения психологии подобная исповедь лишь разжигала интерес к "греху содомскому". И не исключено, что именно так часть воспитанниц института узнала о нетрадиционных отношениях и отчасти об их "технике". Тут до желания вкусить запретный плод - один шаг.
Возможностей узнать вкус нетрадиционной любви у девушек было море, тем более что о традиционных отношениях они имели весьма смутное представление. Жили девочки вместе. Все смолянки делились на три возраста. Первая, младшая, группа носила платья кофейного или коричневого цвета, вторая - голубого, третья - белого. Младших воспитанниц называли кофейницами, средних - голубками, старших - белочками. Воспитывали смолянок дамы, причем по большей части в возрасте, а педагоги-мужчины приходили на весьма короткое время. Юноши с улицы, даже знакомые, общаться с воспитанницами института не могли, а выходы в свет для них были редкими праздниками. Девушки оставались полностью предоставленными друг другу, и даже танцы (до начала ХХ века!) оставались исключительно женскими.
На сцене и в жизни
Дмитрий Левицкий. Смолянки
- Тема гомосексуальных отношений закрыта ввиду табуированности истории и у нас, и на западе, - говорит Мезенцев. - И тем не менее и в Европе, и в России в закрытых учебных заведениях происходили одинаковые процессы. В отсутствие представителей противоположного пола девочки периода гормонального взрыва занимались друг другом. Первая, а то и вторая, и третья любовь случалась у смолянок не с мальчиками, а с "голубками" или "белочками", тем более что обстановка в институте была весьма фривольная. Некоторые воспитанницы даже носили мужскую одежду. А знаменитый цикл картин Дмитрия Левицкого "Смолянки" - это настоящий гимн лесбиэстетике. Двух Екатерин, Хрущеву и Хованскую, живописец и вовсе изобразил в качестве любовной пары - пастуха и пастушки.
- Да, это были театральные роли, - говорит исследователь. - Но и эти, и другие девушки играли их не только на сцене, но и в жизни. При этом к лесбийским отношениям cами смолянки не относились как к чему-то из ряда вон выходящему. И для "голубок", и для "белочек" это была норма, возможность поиграть в любовь и ухаживания, столь важная в таком нежном возрасте, своеобразная подготовка к взрослой жизни. В мужских закрытых институтах, кстати, творилось то же самое. Неспроста в Англии, где они были особенно распространены, большая часть мужчин-аристократов прошла через однополые связи.
Практически для всех смолянок бурная связь с однокурсницами заканчивалась с выпускным балом и началом светской жизни. Девушек быстро выдавали замуж, а о том, что происходило за стенами института, они вспоминали лишь как о приятном сне. Часть из них, те же Хрущева с Хованской, поддерживали близкие отношения всю жизнь. Мужья обеих Екатерин даже не догадывались, что это - нечто большее, чем крепкая институтская дружба.
Анатолий Некрасов
Нэд, 37
0
19