Вход Регистрация
Назад
Дневник
Петля Нестерова

Москва, 51 год, Весы
Кое-что о советской культуре послереволюционного периода
Буду писать без претензии на глубину охвата, просто постараюсь затронуть наиболее характерные, определяющие время черты.
Советский период – самый сложный и парадоксальный период развития культуры. Срок его существования – 70 лет, это относительно долгий период по отношению к человеческой жизни. Но по историческим меркам он совсем не долгий и мыслится как единый, неподвижный период. Однако это не так, изменения происходили постоянно, вплоть до полной смены ценностных ориентиров. Тем не менее, ощущение неподвижности и неизменности сохранялось.
В этот период насаждались нормы морали, эталоны, почерпнутые в литературе 19 века («в человеке должно быть всё прекрасно»). Но литература 19 века построена на христианстве, а советская культура – на 19 веке. Таким образом, советская культура опосредованно сродни христианской.
С приходом советской власти распадаются старые бытовые формы и общественные отношения. Стираются социальные перегородки, меняются понятия, что нормально, а что – нет, что можно, что нельзя. Глобальные изменения захватывают всех, меняется всё всюду, исчезает быт.
В период с 1918 до начала 20-х годов выстраивается новая система ценностей, обращённая не ко всем, все не могут её усвоить. Она выстраивается «от противного» - всё должно быть не так, как раньше. Модель должна работать на разрушение прошлых ценностей. Адресат – младшее поколение городских жителей. К крестьянству и старшему поколению это вообще отношения не имеет.
Молодым предлагается ощущение ответственности и равенства. Перестаёт учитываться разница социального, религиозного и этнического происхождения (в Российской Империи учитывалась принадлежность к разным религиям).
Ответственность за то, что происходит со страной. Возникают организации, комитеты, молодёжные клубы, где можно было проводить всё свободное время. Там были книги, музыкальные инструменты, общение с себе подобными, изолированность от «мира прошлого». Всё, что связано с верой, из процесса выпадает.
Через молодёжные клубы создаётся раскол внутри семей – родители против отсутствия детей в семье. Феномен молодёжи 20-х годов – неуважение родителей и жизнь по новым ценностным ориентирам.
В это время меняется тип одежды, особенно женской. Появляются короткие юбки (выше колен), брюки как рабочая одежда (девушка-монтёр, девушка-парашютист). Так, в книге «Пионеры о себе» упоминается случай, когда после лыжного похода девочек благодарили за то, что те пошли «в штанах» (спортивной форме с шароварами). "В жизни" брюки ещё не носили.

Стрижка. Если во второй половине 30-х годов женские причёски были удлинённые, то в 20-х носили короткие стрижки, отрезали косы, открывая дорогу в новую жизнь. Их сопровождали косынки (или непокрытая голова), курение как революционная черта, а также крашеные губы, кепка, узкая юбка с разрезом сзади, юнгштурмовка**. Юноши носили укороченные до колен брюки. Это было развитие конфликта отцов и детей – родители хотели более традиционного поведения, женственных образов, возможно – религиозности.
Изменилось отношение к «половому вопросу», он стал решаться радикально. Половое влечение признано естественным желанием, подлежащим удовлетворению в тех или иных формах, как поесть-попить. Религиозные табу в связи с этим должны быть отвергнуты как манипуляции, принятые в буржуазной среде, где девственность – товар, брак – вариант имущественного договора. Отношения между людьми должны возникать из-за любовного чувства. Но сильное чувство, любовные страдания – это плохо, вредно, это невроз, болезнь. Чувство должно быть умеренной заинтересованностью, люди должны оставаться «товарищами».
С 1922 года разрешаются и даже пропагандируются аборты – как выход, возможность выжить и сохранить независимость. Одним из идеалов нового общества становится перевоспитавшийся хулиган – человек, обуздавший в себе стихию.
В 20-е годы старались писать интересные и романтические тексты, причём качественные в литературном смысле. Считалось, что настоящая литература должна быть яркой, увлекательной, запоминающейся, в течение повествования должно было много всего происходить.
Из старых ценностей остаётся образование. Ценятся, в основном, практические знания. 20-е годы – период «антиинтеллигентности». Быть интеллигентным считалось плохо – это значило быть мягкотелым. Интеллигент – человек глубоко переживающий, страдающий, не знающий как ему жить. Ленин называл интеллигенцию «говном нации». В обиходе появляется другое слово – «спец». Необходимо отказаться от «влюблённости в страдания». Распроститься с любовью и страданиями, идти к простоте и счастью. «Человек без комплексов» - фрейдистское понятие, а Фрейд тогда – один из инструментов, которыми разбивается старое сознание.

Прошлое, история мало кого интересуют, даже вызывают пренебрежительное отношение – как отжившее, омертвешие факты. Вследствие чего они исчезают из поля зрения, факультеты истории заменяются факультетами «Материальной культуры».
Максимально марксистской, материалистической наукой мыслилась археология, а история – «политикой, обращённой в прошлое». Так как старая история – это старая политика, то сейчас она перечёркнута и должна быть заменена на новую.
Религия уничтожена, деление по вероисповеданию теряет значение, приходит деление по национальности. Созданию национального самосознания советская власть уделяет большое внимание. Однако определение национальности и тогда вызывало большие трудности, и до сих пор является задачей, чреватой конфликтами (например, в Средней Азии нацпринадлежность определяли искусственно – так, узбеками назвали сардов, и т.п.).
Такой national building осуществлялся с целью убить в людях предыдущее самоощущение жизни в империи, где главными были русские. Теперь они таковыми быть не должны.
При этом страна была открыта западным влияниям (произошёл отказ от буржуазно-упаднического модерна преимущественно в пользу признанного передовым конструктивизма).

Итак, «мир социализма» в первое десятилетие после революции, это:
- мир молодёжи;
- мир одиночек;
- мир людей, ощущающих себя представителями как своего этноса, так и человечества в целом, одновременно. Первыми в системе ценностей считались революция и служение идее (что характерно, ценность и святость понятия Родины там не было!).
Созданная новая схема – самая советская из всех. Люди, соответствующие ей должны быть молоды, гибки, образованны, динамичны, счастливы, т.е. лишены «комплексов». Таких людей не могло быть много – молодость и здоровье преходящи, рождение детей тоже выбивает из колеи этой системы. Но этот идеал задаётся как первая из ценностных парадигм в советской культуре.

Пока так...Продолжение следует… ))
При написании поста использовались некоторые материалы лекций М.А.Волковой.

** «Юнгштурмовка (костюм юнгштурма) - военизированная форма одежды, костюм. В первую очередь среди комсомольцев, участников различных военно-спортивных объединений (ОСОАВИАХИМ и др.). Обычные цвета: оттенки зеленого и серого, хаки. Юнгштурмовка представляла из себя гимнастерку или куртку с отложным воротником и накладными карманами, также носились ремень и портупея. Девушки носили юбку. Головным убором служила фуражка со звездочкой.
Название юнгштурмовка происходит от молодежного движения немецких коммунистов («Красный Юнгштурм»), носивших подобную униформу.
На основе юнгштурмовки была разработана единая форма для комсомольцев.
Как писала газета «Красная звезда»: «ЦК ВЛКСМ рекомендует местным организациям ввести путем добровольности единую форму комсомола. За образец следует принять форму московского комсомола – цвет хаки (темно-зеленый). ЦК считает желательным введение этой формы во всех городских организациях к 14 Международному юношескому дню». [1]
Военизированный стиль был востребован в те годы, не только с эстетической но и идеологических позиций. К том уже юнгштурмовка была практичной в смысле применения и доступности.
По одной из версий, название «штормовка» (куртка из плотной водоотталкивающей ткани: брезента и т.п.) происходит от юнгштурмовки.
Юнгштурмовки остались характерным атрибутом предвоенного поколения. Затем они быстро исчезают. Не последнюю роль сыграла смена идеологической парадигмы. Надежды на классовую солидарность с СССР немецких рабочих не оправдались, в массе своей они поддержали Гитлера. На смену «пролетарскому интернационализму» пришла опора на национальные традиции, в том числе, в одежде». (с)




Петля Нестерова, 51
24
31
Комментарии
Спасибо. Очень интересно !
Пожалуйста! Если хватит запала, напишу продолжение)).
Небольшое дополнение. Литературный процесс был довольно сложным: власть понемногу пробовала разные инструменты влияния на писателей и искала способы ограничить свободу творчества.
Так это во все времена было! Я же старалась выделить наиболее специфические черты времени.
До этого - не было, а после этого было уже жесткое руководство.
В том понимании, в каком это стало после, - никогда. Советская цензура была карательной, тотальной: запрещались не отдельные произведения, а все у какого-то автора.
Всё так, но я пишу очень кратко, стараясь выделить основные моменты культуры. Я пытаюсь оживить "атмосферу" того времени, сделать её более понятной. В таком формате не получится осветить подробности развития всех её отраслей - пост растянется до невозможности и потеряется структура. Я опустила даже примеры произведений литературы того времени, отражающие дух того периода. Возможно, тоже позже отдельный пост сделаю. А вы тоже присоединяйтесь! ))
Про то, что было после я, может быть, ещё напишу.
Я сначала на другом ресурсе напишу, потом сюда перетащу. Но с учетом, что там от меня уже две статеечки ждут, то здесь примерно через неделю.
всегда знал что страна Советов первая провела Сексуальную революцию, на полвека опережая Запад.
Вообще СССР страна парадоксальная, полное раскрепощение на начальном периоде (в 20-х годах даже печатаются мемуары белогвардейцев) и доведённое до абсурда пуританство. Где-то читал, что раньше нельзя было даже за руку девушку на улице взять...и это в стране где появилось общество "Долой Стыд".
Ой, Мандалорчик, ты не помнишь уже, наверное, мой пост про "инкруаяблей" и "мервейёз"?
только ты не задирайся,а то парни как поцелуют девушку,петухами ходят!(к/ф Девчата 1961 г.)
какие уж там ручки)))) танцевали в километре друг от друга)))) не то, что сейчас виснут)))
чтобы увидеть ссылку нужно авторизоваться или зарегистрироваться
Тоже панки те ещё были... Хотя, конечно, это другая эпоха....
Ленин называл интеллигенцию «овном нации». жэсть какая
короче ппц, бедные люди!!! все то им в головы пытаются проникнуть, вывернуть сознание!!!
но пост интересный
Спасибо, Таточка! 😄 Собираюсь с силами написать продолжение, про 30-е и т.д. годы...
К слову сказать-лишь при совецкой власти начали охранять памятники архитектуры. Парадоксально. Но факт .
Ну, собственность-то на них отменили, всё вокруг стало народным. К сожалению, это мало какие из них спасло, особенно усадьбы.
Спасло и не мало. До революции собственник мог в лёгкую снести и сносил памятники архитектуры и зодчества просто птому, что на их месте можно было построить нечто новое и модное. В Питере достаточно тому примеров.
Сносили и после революции - в 30-е годы, когда затеяли перепланировку Москвы, например. А усадьбы многие просто забросили - вон хоть Никольское-Черенчицы, Середниково, да и ещё много. Сейчас только некоторые восстановили, но уже не то.
В Питере-то да... Ещё и после войны сколько к жизни вернули...
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться, или если Вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.