Вход Регистрация
Назад
Дневник

Как пара актеров основала самые знаменитые купальни в Москве?

Уже более двухсот лет в центре Москвы действуют публичные бани. История их создания похожа на любовно-детективный роман: молодая актриса, любимица публики, и ее возлюбленный не могли быть вместе, ведь старый граф «положил глаз» на восходящую звезду. Если бы не вмешательство самой императрицы, Россия, возможно, лишилась бы одной из самых ярких актрис и певиц XVIII века и первого в своей истории роскошного банного комплекса.

Прекрасная история о юной воспитаннице театрального училища и милостивой государыне за пару веков так обросла легендами, что стала похожа на сказку. Согласно самой распространенной версии, молодая певица впервые лично встретилась с Екатериной II около 1790-го года после выступления в Эрмитажном театре. Восхищенная императрица вызвала девушку в свою ложу и ласково побеседовала с ней. В качестве особенной милости, она «подарила» Лизе яркую и звучную фамилию – Уранова – в честь недавно открытой планеты.
Молодая актриса была сиротой, поэтому участие самой государыни в своей судьбе посчитала за сказочное везение. Так оно на самом деле и было. Еще одним подарком императрицы стал перстень с бриллиантом. С тех пор Екатерина уделяла своей «крестнице» особое внимание, однако это не защитило будущую звезду от беды. Чуть позднее с участием этой девушки и большей частью на подмостках Эрмитажного театра разыгрался настоящий водевиль. На Елизавету Уранову обратил внимание немолодой граф Безбородко. Этот государственный деятель в те годы руководил всей почтовой службой и пользовался огромным влиянием.

«Мысль обладать Лизонькой завладела графом, – отмечал биограф артистки в 1892 году, – и он, не знавший в подобных случаях никаких препятствий, надеялся на легкую победу над такой незначительной по своему положению девушкой, какой можно было считать беззащитную воспитанницу театральной школы. Началась обычная в таких делах атака против Лизоньки. Подарки и самые обольстительные обещания были пущены в ход. Но каково было удивление Безбородко и его приспешников, когда Лизонька твердо и решительно отказалась от всех предлагавшихся и будущих благ.
Она сожгла, говорят, при посланном восемьдесят тысяч рублей, которые прислал ей в подарок граф, бросивши их равнодушно в камин. Не помогли сластолюбивому графу его льстивые обещания богатства и роскоши; тогда был избран другой путь – путь притеснений. Сторону Безбородко приняли управляющие театрами Соймонов и Храповицкий. Императрице стали доносить, что Лизонька не слушается начальства, что она плохо учится. Императрица не верила доносам на любимицу, но это не мешало врагам Лизоньки продолжать против нее поход».
Будущая звезда, в полном соответствии с легким жанром музыкальных комедий, потому так яростно сопротивлялась настойчивым ухаживаниям, что была без памяти влюблена. Ее избранником стал актер Сила Сандунов. Выходец из грузинских дворян, он прослужил несколько лет чиновником и стал наконец актером. Руководство театров, в которых играли влюбленные, подкупленные графом, делали все, чтобы разлучить влюбленных, однако у этой части истории конец был счастливым.

В Эрмитажном театре шла премьера – давали оперу «Федул с детьми», либретто для которой сочинила сама Екатерина II. Лиза Уранова исполнила роль Дуняши настолько блистательно, что публика устроила громкие овации. Императрица была довольна. Однако в конце арии юная исполнительница «не по роли» упала на колени и обратилась к своей высочайшей покровительнице с просьбой принять прошение. Артистка описала все интриги против нее и Сандунова.
Императрица уволила директоров театров Храповицкого и Соймонова, потворствовавших притязаниям Безбородко, и благословила влюбленных. Историки считают, что, возможно, эта яркая и запоминающаяся эскапада была проведена с ведома самой Екатерины. После этого случая «наказания злодеев» и «победы любви» за ней закрепился образ «доброй государыни», что было важно в то время. Случай стал широко известен, и в роман «Капитанская дочка» Пушкин включил похожий эпизод.
Позднее Сандуновы переехали в Москву. Лиза по-прежнему блистала в театре, а ее супруг стал режиссером, но со временем разочаровался в этом занятии. Продав бриллианты, подаренные на свадьбу императрицей, супруги приобрели участок земли по реке Неглинной. Именно здесь и был заложен знаменитый комплекс. В 1808 году Сандуновские бани приняли первых посетителей и стали настоящей сенсацией:

«В них так и хлынула Москва, особенно в мужское и женское «дворянское» отделение, устроенное с неслыханными до этого в Москве удобствами: с раздевальной зеркальной залой, с чистыми простынями на мягких диванах, вышколенной прислугой, опытными банщиками и банщицами. Раздевальная зала сделалась клубом, где встречалось самое разнообразное общество, — каждый находил здесь свой кружок знакомых, и притом буфет со всевозможными напитками, от кваса до шампанского Моэт и Аи. В этих банях перебывала и грибоедовская, и пушкинская Москва, та, которая собиралась в салоне Зинаиды Волконской и в Английском клубе.»
Однако именно бани, судя по всему, стали причиной разлада в семье. Несколько лет спустя брак, благословленный самой императрицей, распался. Бани после развода остались в собственности Елизаветы Урановой, но сохранили свое первоначальное название. Сегодня старейшие бани столицы признаны архитектурным и инженерным чудом и охраняются как объект культурного наследия. Интерьеры различных частей знаменитого комплекса мы можем увидеть в десятке фильмов: Эйзенштейн два раза имитировал в огромном бассейне морские и озерные баталии – при съемках «Броненосца Потемкина» и «Александра Невского»; в Сандуновские бани под Новый год ходили герои фильма «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» и там же снимал сцену бала для «Мастера и Маргариты» Юрий Кара. (c)
Регина, 73
5
496