Вход Регистрация

О чём поёт душа...

Создано 01.10.2011
Сейчас онлайн: 41 участник

День граненого стакана

Все помнят поезда и чай в вагоне,
Который разливает проводник?
Стакан, стеклянный и граненый,
Был с нами в солнце и в дожди.
Он на подставке с ручкой или просто
Стоит на столике и нам несет тепло.
И если стало вдруг в стакане пусто,
Наполним чаем всем знакомое стекло.
 
11 сентября 1943 года с конвейера стекольного завода сошел первый граненый стакан знакомого всем дизайна. 
Людмила, 54
13
17
До этого граненые стаканы были совсем другими. Об их метаморфозах от петровских времен до первых лет советской власти рассказывает заведующая отделом керамики и стекла музея-усадьбы «Кусково» Виолетта Мякинина.
А в «Кусково» хранится крупнейшая в России коллекция художественного стекла.

Кузьма Петров-Водкин. Утренний натюрморт. 1918 год
Граненый стакан советского образца имеет свой собственный день рождения. Впервые он был выпущен 11 сентября 1943 года на стекольном заводе в Гусь-Хрустальном. Поэтому День граненого стакана, хоть и не являющийся государственным праздником — вполне официальная дата. Граненый стакан с ободком еще принято называть «мухинским», приписывая авторство его дизайна скульптору В. Мухиной. Той самой, которая является автором композиции «Рабочий и колхозница».



11 сентября 1943 года, на старейшем стекольном заводе в России в городе Гусь-Хрустальный был выпущен первый советский граненый стакан. С тех пор дата 11 сентября – День рождения граненого стакана.

 
Советский граненый стакан. Фото из открытых источников.Стакан – это стеклянный сосуд, близкий по форме к цилиндру или усечённому конусу, без ручки и без ножки. Применяется стакан для холодных и горячих напитков.

Многие из вас пили чай или кофе из таких стаканов в детских садах, школах, общественных столовых, в поездах. А у кого-то граненый стакан живет и дома.

 
Клеймо и цена на советском граненом стакане. Размеры классического советского гранёного стакана: 65 мм в диаметре и 90 мм в высоту. Граненый стакан имеет 16 граней (также встречаются экземпляры с 12, 14, 16, 17 и 18 гранями), вмещает 250 мл жидкости (до краёв). На дне советского граненого стакана была выдавлена его цена.

 

Завод-роддом советского граненого стакана.Дизайн советского гранёного стакана часто приписывают советскому скульптору Вере Игнатьевне Мухиной (автору монументальной композиции «Рабочий и колхозница» в Москве рядом с ВДНХ), но документального подтверждения этому нет.
 
Советский граненый стакан в красивом подстаканнике на железных дорогах нашей страны. Советские граненые стаканы имели очень удобную форму и не скользили в руке, а также были очень прочными. Прочность достигалась приличной толщиной стенок, а также использованием специальных технологий.
 

Любимый советский граненый стакан проводника. 
Сырье для изготовления стекла для граненых стаканов варили при огромной температуре в пределах 1400-1600 градусов, затем осуществлялся процесс обжига и гранения по специальным технологиям.
Советские люди были очень изобретательными и придумывали граненому стакану интересные применения:
- вырезание с его помощью заготовок для вареников, пельменей.

Советский граненый стакан в производстве заготовок для пельменей. - граненый стакан на советской кухне был универсальным прибором для измерения. В старых кулинарных изданиях измеряли продукты для приготовления не в граммах, а в стаканах.

Советский граненый стакан помощник хозяйки на кухне. - использование граненого стакана в роли осушителя. Стакан ставили зимой между двойными рамами, насыпали в него соль, чтобы окна не промерзали.

Советский граненый стакан с солью.- дачники использовали граненые стаканы для выращивания рассады.
- стакан использовали для демонстрации оптических явлений: если в него налить воды и поместить чайную ложку, то кажется, что она надломленная.

Советский граненый стакан с водой "ломает" чайную ложку.
Можно с уверенностью отметить, что между понятиями «граненый стакан» и «история нашей страны» можно поставить огромный знак равенства.
 

Советский граненый стакан - история нашей страны.


Виолетта Микитина:
- перед Вами предметы художественного стекла, которые представлены в нашем музее на выставке «Собрание А.В. Морозова: фарфор, керамика, стекло». И это не что иное, как стеклянные стаканы с очень интересной историей. Они отражают важные вехи отечественного стеклоделия.

Первое стекло
Первое отечественное стеклянное производство заработало в подмосковном селе Духанино в 1635 году, во время царствования Михаила Федоровича, при котором в России, кстати, также появилась светская живопись. При отце Петра I, царе Алексее Михайловиче, в 1668–1669 годах открылось второе — стекольный завод в царской усадьбе Измайлово. Он подчинялся дворцовому ведомству, изготовлял стекло «в венецианском духе» на нужды монаршей резиденции и проработал до 1710-х годов.
При Петре I в 1705-м на Воробьевых горах был построен первый зеркальный завод, который вскоре перевезли в Санкт-Петербург. На всех этих мануфактурах главную роль играли приглашенные иностранцы, у которых могли перенимать опыт русские мастера.

Стопа с изображением двуглавого орла и Георгия Победоносца.
Стекло бесцветное, гравировка. Измайловский завод, начало XVIII века
Виолетта Микитина:
— Эта стопа Измайловского завода с двуглавым орлом и всадником в стрелецкой шапке и с копьем — самый ранний предмет морозовской коллекции стекла. Она интересна процарапанной царской титулатурой на латыни Petr Alex Magn Czar Mosc («Петр Алексеевич Великий князь и царь Московский»). Надпись не совсем грамотная, с пропуском букв и сокращениями. Похоже, ее выполнил русский гравер, не слишком тщательно скопировавший образец на чужом для него языке. Скорее всего, Петр I сам не пил из таких стаканов, но вполне мог награждать ими своих приближенных. Во всяком случае, мы знаем еще одну такую стопу из собрания известного коллекционера Селиванова, которую тот приобрел у одного из родственников царского денщика.

Хитрые стаканы Вершинина
К концу XVIII века в России сформировалось несколько региональных центров стеклоделия — Петербург и окрестности, Владимирская, Смоленская, Калужская губернии. В 1764 году отставной военный Алексей Иванович Бахметьев основал хрустальный завод в Пензенской губернии.
На рубеже XVIII–XIX веков на заводе имелся свой Левша — крепостной мастер Александр Петрович Вершинин, придумывавший сервизы для императорского двора. За старание Александр I пожаловал ему именные часы.
Важной вехой в отечественном стеклоделии стали вершининские стаканы с двойными стенками, между которыми мастер выкладывал в миниатюре реалистичные пейзажи из подручных мелочей — кусочков бумаги, соломы, ракушек, камушков. Как эта хрупкая конструкция оставалась нетронутой при плавке стекла (около 900 градусов по Цельсию), потомки ломают голову по сей день.

Стакан с двойными стенками с изображением сельского пейзажа и надписью «Видъ ландшафта рыбной ловли».
Завод Бахметьевых, начало XIX века. Стекло прозрачное бесцветное, гранение, роспись золотом, межстеклянный
ландшафт выложен из бумаги, соломы, камешков, ракушек, мха

Стакан с аппликацией, изображающей дворянскую усадьбу, был изготовлен на Бахметевском хрустальном заводе
в начале 1800-х годов лучшим мастером этого предприятия А.П. Вершининым.
Виолетта Микитина:
— Всего нам известно около десятка сохранившихся стаканов Вершинина, некоторые находятся в зарубежных собраниях. Сюжет на них никогда не повторяется. На аукционах такие стаканы большая редкость. Последняя известная продажа работы Вершинина состоялась на лондонском аукционе в 2000 году. Выставленный там стакан купили за 28 тысяч фунтов стерлингов при первоначальной оценке 10–15 тысяч. Кто приобрел стакан и где он сейчас хранится — неизвестно.
Авторство Вершинина приписывается стакану синего стекла с миниатюрной росписью золотом и серебром с изображением охотника, также поступившему в музей из коллекции Алексея Викуловича Морозова. В «Кусково» хранятся еще два вершининских стакана, выполненных, вероятнее всего, учениками мастера. Во всяком случае, их художественный уровень несколько ниже.

Стакан с изображением охотничьей сцены и надписью на основании «Вид наполдень охотника стреляющего птицъ 1797».
Завод Бахметьевых, 1797 год. Стекло синее, роспись золотом и серебром

Насекомые-обманки
Виолетта Микитина:
— Стаканы с порхающими бабочками и мухами — продолжение архитектурных и живописных «обманок» XVIII века. Выполненные эмалью насекомые выглядят как живые — будто случайно влетели в стакан. Такая посуда была частью помещичьей культуры, они были очень популярны в качестве подарков, поэтому на многие из них нанесены вензеля.
Этимологи связывают с такой посудой одну из версий происхождения выражения «ходить (быть) под мухой». Впрочем, более правдоподобной выглядит другая гипотеза, которая относится к эпохе Петра I. Царь-реформатор ратовал за распространение в России трактирной питейной культуры в ущерб кабакам — ведь в кабаках только предавались пьянству, а в трактирах еще и хорошенько закусывали. Для привлечения посетителей трактирщикам было велено наливать каждому первую рюмку бесплатно.
Чтобы соблюсти государево распоряжение и не остаться внакладе, трактирщики завели крошечные рюмки вместимостью около столовой ложки (10–15 миллилитров). За размер их прозвали мухами. А о хитрецах, обходивших за вечер несколько трактиров, получая в каждом свою законную рюмку за счет заведения, говорили, что они «ходят под мухой».

Молочное стекло
Использование молочного стекла было продиктовано его внешним сходством с фарфором, который был в большой моде в Европе. Для обоих материалов применялась одна и та же техника нанесения рисунка, более того, художники Императорского фарфорового завода порой выступали в качестве учителей для своих коллег с Императорского стеклянного, работавших с молочным стеклом.

Стопа с портретом фельдмаршала Блюхера. Императорский стеклянный завод, 1810-е годы.
Хрусталь бесцветный, резьба, наклад молочного стекла, роспись эмалью, золочение
Виолетта Микитина:
— Вероятно, когда наши военные были во Франции в Заграничном походе 1813–1814 годов, они познакомились с так называемым стеклом с сульфидами. Запаянные в прозрачное стекло белые медальоны или профильные изображения из гипса или фарфора были популярны в Европе того времени. Интерпретировав технику по-своему, наши мастера начали использовать медальоны из белого молочного стекла. Предварительно в стеклянной заготовке вышлифовывали специальную выемку, в которую в горячем состоянии потом вставляли медальон. В Европе такого никто не делал, это наша российская особенность.

«Дедушка» хрусталя
Прообраз современного хрусталя изобрел англичанин Джордж Рейвенскрофт в 1676 году. Экспериментируя, он определил, сколько оксида свинца нужно добавить к стеклянной массе, чтобы стекло получилось более крепким, блестящим и сверкающим. Эти качества проявились во всем великолепии еще через сотню лет, когда для оформления хрусталя начали применять технику гранения. Англия довольно долго оставалась законодательницей мод в этой области, поэтому многие посудные формы хрустальных изделий и основные рисунки алмазного гранения имеют британское происхождение.

Стакан с изображением портрета генерала-фельдмаршала Остен-Сакена.
Россия, первая четверть XIX века. Стекло бесцветное, гравировка «русский камень»
Виолетта Микитина:
— Как и в континентальную Европу, хрусталь попал в Россию в 1800-е годы. Тогда же русские мастера начали осваивать разные рисунки гранения. К концу 1810–1820-х очень популярным был вид огранки, которую в Англии называли «земляничный алмаз» (strawberry diamond), а в России — «камень». На ее основе возник не имевший аналогов в других странах рисунок «русский камень» — из известных нам примеров он впервые появился на блюде, подаренном Николаю I в 1826 году, но особую популярность эта грань обрела во второй половине XIX века.
Из всех видов декоративно-прикладного искусства граненый хрусталь первым встал на путь массового производства, ведь его обработка требовала механической точности в повторении шаблона, а не вдохновения мастера.
 

Стакан Россия, середина ХIX века.стекло бесцветное граненное


Виолетта Валерьевна Микитина, заведующая отделом керамики и стекла «Музея-усадьбы «Кусково»
"Простую величавость" граненого стакана держали в руках взрослые и дети, и не было вреда планете!
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться, или если Вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.